Неточные совпадения
В последнее время эти подлинные народные
религиозные переживания проникли и в наши культурные религиозно-философские
течения, но уже в отраженной и слишком стилизованной, искусственной форме.
Это был прежде всего внутренний
религиозный процесс, и он был в значительной степени связан с духовной реакцией против литературных
течений того времени.
Можно было бы установить два
течения той эпохи, связанные с мистическими и
религиозными исканиями.
Другое
течение представляла
религиозная мистика и оккультизм.
Это не проблема плоти, как у Мережковского, не проблема освящения космоса, как в софиологическом
течении, а проблема творчества, проблема новой
религиозной антропологии.
Была новая проблематика
религиозного сознания, связанная еще с
течениями XIX века (Хомяков, Достоевский, Вл. Соловьев).
Произошло столкновение с ультрареакционным
течением в эмиграции, с консервативно-традиционным и клерикальным православием, не желающим знать всего творческого движения
религиозной мысли начала XX века, с реставрационной политикой, вожделеющей утерянного привилегированного положения.
Он должен был прежде всего выразить кризис миросозерцания интеллигенции, духовные искания того времени, идеализм, движение к христианству, новое
религиозное сознание и соединить это с новыми
течениями в литературе, которые не находили себе места в старых журналах, и с политикой левого крыла Союза освобождения, с участием более свободных социалистов.
У меня было отталкивание и антипатия к
религиозному освящению «плоти», которое было так популярно в
течениях начала XX века.
Проблема нового
религиозного сознания в христианстве для меня стояла иначе, иначе формулировалась, чем в других
течениях русской
религиозной мысли начала XX века.
Моя
религиозная философия, которая была вполне осознана и выражена лишь в книге «Смысл творчества», отличалась от преобладающего
течения.
И в этом я отличаюсь от других
течений русской
религиозной философии, которая чувствует большую связь с Платоном и Шеллингом.
От петербургских
течений того времени я получал толчки для происходящего во мне
религиозного процесса, часто вследствие моего сопротивления.
Но коллективизм есть в русском народничестве, левом и правом, в русских
религиозных и социальных
течениях, в типе русского христианства.
Одно
течение представляла православная
религиозная философия, мало, впрочем, приемлемая для официальной церковности.
Социальная проблема у меня играет гораздо большую роль, чем у других представителей русской
религиозной философии, я близок к тому
течению, которое на Западе называется
религиозным социализмом, но социализм этот — решительно персоналистический.
Политически журнал был левого, радикального направления, но он впервые в истории русских журналов соединял такого рода социально-политические идеи с
религиозными исканиями, метафизическим миросозерцанием и новыми
течениями в литературе.
И в этом он выходит за пределы исторического христианства, как и все оригинальные
течения русской
религиозной мысли.
Русские
течения религиозной мысли, русские
религиозные искания начала XX в. будут продолжать профетическое служение Вл. Соловьева.
Религиозный характер русских
течений выражался уже в том, что более всего мучила проблема теодицеи, проблема существования зла.
Уже в XX в. от богатой, разнообразной, часто противоречивой мысли Вл. Соловьева пошли разные
течения —
религиозная философия С. Булгакова и кн. Е. Трубецкого, философия всеединства С. Франка, символизм А. Блока, А. Белого, Вяч.
Своеобразный анархический элемент можно открыть во всех социальных
течениях русского XIX в., и
религиозных и антирелигиозных, у великих русских писателей, в самом складе русского характера, совсем не устроительном.
О. С. Булгаков — одно из
течений русской
религиозной мысли, главным образом сосредоточенных на теме о божественности космоса.
— Они объясняли это, что меня проклял не Фотий, а митрополит Серафим […митрополит Серафим (в миру Стефан Васильевич Глаголевский, 1763—1843) — видный церковный деятель, боровшийся с мистическими
течениями в русской
религиозной мысли.], который немедля же прислал благословение Фотию на это проклятие, говоря, что изменить того, что сделано, невозможно, и что из этого даже может произойти добро, ибо ежели царь, ради правды, не хочет любимца своего низвергнуть, то теперь, ради стыда, как проклятого, он должен будет удалить.
Еще дальше идет Беха-Улла [Беха-улла Мирза Хуссейн Али — основатель бехаизма, иранского религиозно-политического
течения, возникшего в середине XIX в. уже после подавления восстания бабидов и ориентированного на соединение науки и религии, отрицавшего
религиозный и национальный фанатизм мусульманского Востока.], автор «Китабе-Акдес», в своей беседе с Э. Г. Броуном: «Мы же даем, — говорит он, — чтобы все народы пришли к единой вере, и люди стали братьями; чтобы рознь
религиозная перестала существовать и уничтожено было различие национальностей.
Они служили убежищем, «не хотевшим новины Никоновы приняти», но с
течением времени, по мере того как
религиозный фанатизм ослабевал в среде раскольников, скиты теряли первоначальный характер, превращаясь в рабочие общины с артельным хозяйством.
Квакеры — разновидность протестантизма, основанная английским ремесленником Джорджем Фоксом (1624–1691); квакеры отрицают
религиозные обряды, таинства, не признают церковной иерархии и духовенства.] и им подобными представителями сродных им антидогматических и анархических
течений в религии), что только реальное содержание наличного
религиозного опыта или личного откровения составляет предмет веры, всякое же предание, письменное или устное, литургическое или обрядовое, как таковое, уже противоречит живой вере.
Жуирный, вивёрский склад венской культурной публики не выказывал никаких высших потребностей ни по философским вопросам, ни по
религиозным, ни по эстетическим, ни по научным. По всем этим сферам мысли, работы и творчества значились профессора и разные специалисты. Но их надо было отыскивать. Они составляли особый мирок, который совсем почти не влиял на общее
течение столичной культурности, на вкусы и увлечения большой публики.
Но сейчас, после революции, из всех русских
религиозных мыслителей XIX века Н. Федоров единственный популярный, и в советской России есть целое Федоровское
течение.
В сложной истории раскрытия сущности духа философское и
религиозное понимание духа были различны: философия понимала дух главным образом как разум, ум,
религиозные же
течения понимали дух как силу высшей жизни, которая вдыхается в человека Богом, т. е. понимали более целостно.
Как оценить с такой философской и
религиозной точки зрения народную волю, выражавшуюся в России в
течение этих революционных месяцев?